Гарсия Маркес, Габриэль Хосе де ла Конкордия

Гарсия Маркес, Габриэль Хосе де ла Конкордия
род. 6 марта 1928 г. -
Нобелевская премия по литературе, 1982 г.

García Márquez, Gabriel José de la Concordia
n. Aracataca, Magdalena, 6 de marzo 1927 -
Premio Nobel de Literatura, 1982

Габриэль Хосе Гарсия Маркес - колумбийский прозаик и журналист, лауреат нобелевской премии 1982 года

Колумбийский прозаик и журналист Габриэль Хосе Гарсия Маркес, старший из шестнадцати детей, родился в Колумбии в городке Аракатака - банановом порту на берегу Карибского моря в департаменте Магдалена, неподалеку от Барранкильи. Когда Габриэль был еще ребенком, его отец, Габриэль Элигио Гарсия, низкооплачиваемый телеграфист, переехал с женой, Луизой Сантьягой Маркес Игуаран, в другой город, оставив Габриэля на воспитание родителям жены. Особенно близок мальчик был со своей бабушкой, поведавшей ему немало легенд и мифов, которые легли в основу многих произведений будущего писателя. Дед маленького Габриэля, полковник в отставке, рассказывал внуку нескончаемые истории своей молодости о гражданской "Тысячедневной" войне 1899-1902 гг. "Он брал меня в цирк и в кино и был своего рода пуповиной, связывавшей меня с историей и реальностью", - вспоминает писатель.

После смерти деда в 1936 г. Гарсия Маркес недолгое время учился в Барранкилье, пока не приобрел достаточно знаний, чтобы посещать школу в городе Сипакира недалеко от Боготы, где он получил степень бачильерато (bachillerato), что приблизительно соответствует диплому выпускника колледжа в Соединенных Штатах. На юридический факультет Национального университета Колумбии в Боготе Гарсия Маркес поступил в 1947 г. В том же году в крупнейшей боготской газете "Эспектадор" ("El Espectador") была опубликована его первая повесть "Третий отказ" ("La tercera resignatión"). В течение последующих шести лет в этой же газете увидели свет около дюжины рассказов молодого писателя. Переехав в 1948 г. в Картахену, писатель продолжил свое юридическое образование и два года спустя стал репортером в "Эральдо" ("El Heraldo"), где вел постоянную рубрику "Жираф". В 1954 г. Гарсия Маркес вновь возвращается в Боготу и становится репортером "Эспектадор".

Как серьезный прозаик Гарсия Маркес впервые проявляет себя в 1955 г., написав повесть "Палая листва" ("La hojarasca"). В это же время он печатает в "Эспектадор" 14 статей из морской жизни, где вскрывает факты перевозки контрабанды колумбийскими военными кораблями. Эти статьи вызвали такой скандал, что в 1956 г. газета была закрыта по указанию президента страны - генерала Г. Рохаса Пенильи, а Гарсия Маркес, посланный в Европу корреспондентом "Эспектадор", остался без средств к существованию.

В 1958 г. Габриэль женится на Мерседес Барча Пардо, в семье два сына - Родриго, родившийся в Боготе 24 августа 1959 г. и Гонсало, родившийся в апреле 1962 г.

Проработав в Европе внештатным журналистом два года, в 1959 г. Гарсия Маркес устроился в Пренса Латина (Prensa Latina) - кубинское правительственное агентство новостей, а в 1961 г. перебрался в Мехико, где зарабатывал на жизнь сценариями и журнальными статьями и в свободное время писал книги. За повестью "Полковнику никто не пишет" ("El colonel no tiene quien le escriba", 1961) через год последовал сборник рассказов "Похороны Великой Мамы" ("Los funerales de la Mamá Grande").

Однако коммерческий успех Гарсия Маркесу принес появившийся в 1967 г. роман "Сто лет одиночества" ("Cien años de soledad"). Первое издание романа, о котором Пабло Неруда с восторгом писал, что это, "быть может, величайшее откровение на испанском языке со времен "Дон Кихота", разошлось за неделю и вызвало, по словам ведущего перуанского писателя Марио Варгаса Льосы, "литературное землетрясение". В этом романе вымышленная деревня Макондо (списанная с городка Аракатака, где маленький Габриэль провел свое детство) символизирует собой Латинскую Америку, а ее основатель Буэндиа со своими потомками - историю мира. "Сто лет одиночества" - это настоящие литературные джунгли, - писал американский критик Уильям Макферсон. - Это фантастическое создание магии, метафоры и мифа".

В Колумбии нарастала политическая напряженность. Созданные в 1966 г. левацкие "Революционные вооруженные силы Колумбии" (ФАРК) вели борьбу с правительственными войсками. В 1980 г. отрядом боевиков, просандинистски настроенной вооруженной группировкой "Д-19" (М-19) в посольстве Доминиканской республики в Боготе, где шел прием, были захвачены заложники, в том числе 15 послов. После долгих переговоров при посредничестве ряда других стран, требование освободить 300 политических заключенных было частично выполнено.

В центре следующего романа писателя "Осень патриарха" ("El otoño del patriarca", 1975)- гиперболизированный образ вымышленного американского диктатора, который рассматривается с различных углов зрения. Роман "Хроника объявленной смерти" ("Crónica de una muerte anunciada") появился в 1981 г.; новаторский по форме, он повествует об убийстве, по-разному воспринятом различными и ненадежными очевидцами.

21 октября 1982 г. было объявлено, что 54-летний Габриэль Хосе Гарсия Маркес "за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента" удостоен Нобелевской премии года по литературе 1982 г. "На протяжении уже многих лет латиноамериканская литература демонстрирует такую мощь, какую редко встретишь в других литературных регионах", - отметил на церемонии награждения, проходившей 10 декабря, представитель Шведской академии профессор Ларс Юхан Виктор Гюлленстен. - В произведениях Гарсия Маркеса народная культура... испанское барокко... влияние европейского сюрреализма и других модернистских течений представляют утонченную и жизнеутверждающую смесь". Гюлленстен отметил также, что "Гарсия Маркес не скрывает своих политических симпатий, он стоит на стороне слабых и обездоленных, против угнетения и экономической эксплуатации".

Двумя днями ранее, остановившись в своей Нобелевской лекции "Одиночество Латинской Америки" ("La soledad de America latina") на условиях жизни в Центральной и Южной Америке, Габриэль Гарсия Маркес коснулся темы эксплуатации коренного южноамериканского населения. "Смею думать, - заметил он, - что южноамериканская действительность, а не только ее литературное выражение, заслужила внимание Шведской академии". В заключение он согласился с тем, что писатель несет ответственность за "создание утопии, где никто не сможет решать за других, как им умирать, где любовь будет подлинной, а счастье - возможным и где народы, обреченные на сто лет одиночества, обретут в конце концов право на жизнь". Размер Нобелевской премии в том году составил 1150000 шведских крон (или 11080670 колумбийских песо).

В августе 1984 г. переговоры, начатые пришедшим к власти 7 августа 1982 г. представителем колумбийской Консервативной партии президентом Белисарио Бетанкуром Куартасом и ФАРК завершились подписанием перемирия сроком на один год. В 1985 г. ФАРК отпускает всех заложников и становится легальной партией Патриотический союз. Однако, 6 ноября того же года отряд не сложившей оружие "Д-19" под руководством Андерса Альмаралеса захватил в здании Дворца правосудия в Боготе 300 заложников, в том числе членов Верховного суда Республики Колумбии. На требование от правительства опубликовать манифест, где содержались обвинения властям в нарушении подписанных соглашений, военные ответили штурмом с применением артиллерии и легких танков. Во время штурма здания суда правительственными войсками было убито около ста человек. В декабре 1989 г. после долгих переговоров "Д-19" под руководством Карлоса Писсары Леон-Гомеса перешла к политической деятельности.

Продолжая жить в Мехико, писатель часть времени проводил и в Картахене, на родине. Он личный друг президента Фиделя Кастро Руса - и это несмотря на то, что политика Кубы, где писатель часто бывает, далеко не во всем ему нравится.

Детские впечатления, связанные с жизнью на берегу Карибского моря, оставили неизгладимый след в литературном творчестве Гарсия Маркеса. "Кажется, что сильнее всего повлияла на воображение Гарсия Маркеса его бабушка, - писал британский романист Салман Рушди в "Лондонском книжном обозрении" ("London Review of Books"). - И все же можно найти начало его литературных предшественников. Он сам признает влияние Фолкнера, и действительно, сказочный мир Макондо - это во многом графство Йокнапатофа, перенесенное в колумбийские джунгли". Другие критики писали о влиянии на Гарсия Маркеса таких разных писателей, как Джон Дос Пассос, Вирджиния Вулф, Альбер Камю и Эрнест Хемингуэй.

Впрочем, некоторые критики высказывают сомнения, можно ли его называть великим писателем, а его главную книгу "Сто лет одиночества" - бессмертным шедевром. Американский критик Джозеф Эпстайн в "Комментэри" ("Commentary") превозносит композиционное мастерство романиста, однако находит, что "его безудержная виртуозность приедается". "Вне политики, - отметил Эпстайн, - рассказы и романы Гарсия Маркеса не имеют нравственного стержня; они не существуют в нравственной вселенной".

Рецензируя роман "Хроника объявленной смерти", Билл Бафорд писал, что автор "Хроники..." - это "безусловно, один из самых блестящих и самых "магических" политических романистов современности". "Его книги озарены искрометной иронией и верой в то, что человеческие ценности нетленны, - отмечал Джордж Р. Мак-Мёррей в монографии "Габриэль Гарсия Маркес" ("Gabriel García Márquez", 1977). - В своем творчестве Гарсия Маркес проник в суть не только латиноамериканца, но и любого другого человека".

Помимо Нобелевской премии в 1981 г. писатель стал кавалером французского Ордена Почетного легиона.